Заведующий кафедрой бурятского языка и методики преподавания – Ринчин Сандановна Дылыкова, доцент, к.филол.н.
Лаборант – Гунгарова Сэсэг Владимировна, студентка 3 курса 16141 группы, направление «Филология».
Профессорско-преподавательский состав кафедры
На кафедре работает 11 человек, из них:
- Доцент, канд.н. – 7
- Старших преподавателей, канд. наук – 3
- Ассистент – 1.
Состав преподавателей и сотрудников кафедры бурятского языка и методики преподавания:
- Дылыкова Ринчин Сандановна, доцент, к.филол.н.
- Аюшеева Людмила Викторовна, доцент, к.пед.н.
- Балдуева Любовь Михайловна, ст.препод, к.филол.н.
- Будажапова Лариса Батуевна, доцент, к.филол.н.
- Гунжитова Гарма-Ханда Цыбикжаповна, доцент, к.полит.н.
- Дареева Оксана Александровна, доцент, к.филол.н.
- Дашиева Соелма Анандуевна, ст.препод., к.пед.н.
- Макарова Ольга Гармаевна, доцент, к.пед.н.
- Табитуева Мэдэгма Доржиевна, ассистент
- Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, доцент, к.филол.н.
- Хинзеева Дарима Петровна, ст.препод., к.филол.н.
История кафедры
Правопреемником кафедры считается кафедра бурятского языка, которая была основана 1 октября 1998 года в результате реорганизации кафедры бурятской филологии (приказ №152-ок от 1.10.1998 г.).
С 1998 г. по 2012 гг. кафедру возглавляла Валентина Дугаровна Патаева доцент, к.филол.н. Под ее руководством кафедра заняла достойное место в ряду учреждений, став инициатором и организатором многих крупных научных, научно-практических и социально-ориентированных мероприятий по сохранению и развитию бурятского языка в регионе.
В 2013 году кафедра была переименована в кафедру бурятского языка и методики преподавания. Заведовала кафедрой в течение 3 лет Баирма Дамбиевна Цырендоржиева, доцент, к. филол. н. С февраля 2015 г. по август 2015 г. руководила кафедрой Гарма-Ханда Цыбикжаповна Гунжитова, доцент, к.полит.н.
В мае 2015 г. осуществлена реорганизация кафедры, некоторые преподаватели кафедры в соответствии с преподаваемыми дисциплинами переведены в состав вновь созданной кафедры бурятской и эвенкийской филологии.
Кафедра активно работает в деле методического обеспечения реализации различных направлений функционирования бурятского языка, решения проблем его укрепления, развития как важнейшего средства сохранения бурятской культуры и национального самосознания бурятского народа.
Учебно-методическая деятельность кафедры
Кафедра бурятского языка и методики преподавания осуществляет учебную работу в соответствии с графиком учебного процесса БГУ, основными образовательными программами, рабочими учебными планами и рабочими программами дисциплин.
Профессорско-преподавательский состав кафедры бурятского языка обеспечивает преподавание основных дисциплин направления подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика, профиль подготовки Языки и литература стран Азии и Африки (бурятская филология), направления подготовки 45.03.01. Филология, профиль подготовки «Преподавание филологических дисциплин (бурятский язык и литература)», а также обеспечивает преподавание дисциплины Бурятский язык вузовского компонента базовой части рабочих учебных планов по всем направлениям подготовки БГУ. Начиная 2015-2016 уч.г. на факультативной основе ведется курс «Деловой бурятский язык».
Преподавание бурятского языка на других языковых и неязыковых факультетах ведется по разработанным преподавателями кафедры оригинальным учебным пособиям и учебно-методическим комплексам:
- УМК «Мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка» (1999 г., 2002 г., 2005 г., 2009 г., 2010 г.). Авторы – Богомолова О.И., Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Дашиева С.А., Дугарова А.А., Д, Цырендоржиева Б.Д., Шожоева Б.Д.
- Дашиева С.А. «Мэндэ-э!»: учеб.пособие по чтению / С.А. Дашиева, О.И.Богомолова, Г-Х. Ц. Гунжитова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. -256 с. (15,11 п.л.).
- Путешествуем по Бурятии. Сборник заданий и упражнений по изучению культуры бурятского народа. (2010) Автор Дареева О.А.
- Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи (2005 г., 2008 ). Автор Макарова О.Г.
- Бурятский язык. (2012 г.). Автор Макарова О.Г.
- Бурятский язык. Теория и практика. (2014 г.) Авторы Макарова О.Г., Аюшеева Л.В. (03.03. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, 01.03.02. Прикладная математика и информатика,
09.03.03. Прикладная информатика (прикладной), 44.03.05. Педагогическое образование с двумя профилями, 02.03.01. Математика и компьютерные науки, 46.03.01. История, 41.03.04. Политология, 37.03.01. Психология, 39.03.02. Социальная работа, 42.03.02. Журналистика, 45.03.01. Филология
- Практика устной и письменной речи (2016 г.) Автор Макарова О.Г. (41.03.03. Востоковедение и африканистика. Языки и литература стран Азии и Африки (бурятская филология).
- Бурятский язык. Тренировочные задания и упражнения. (2016) Авторы Будажапова Л.Б., Дылыкова Р.С. (для профилей 03.01. Педагогическое образование, 44.03.02. Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.04 Профессиональное обучение по отраслям).
- Лексикология. (2015) Авторы Будажапова Л.Б., Дылыкова Р.С. (41.03.03. Востоковедение и африканистика. Языки и литература стран Азии и Африки (бурятская филология).
Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), производственная практика (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (языковая) проводятся согласно графику учебного процесса университета, в соответствии с программами практик. Базой практики является Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ).
Члены кафедры работают в составе ВНИК МОиН РБ по совершенствованию методики преподавания бурятского языка, как государственного, а также занимаются разработкой учебников и учебно-методических комплексов по бурятскому языку для учащихся дошкольных образовательных учреждений, 2-11 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Договорными соглашениями с ГБУ РЦ «Бэлиг» (МОиН РБ).
Научно-исследовательская работа кафедры
Основное направление научно-исследовательской работы кафедры – «Теоретико-методологические основы преподавания бурятского языка на уровнях общего образования и в высшей школе»
Основные темы НИР кафедры:
- Теоретико-методические основы начального обучения бурятскому языку, второму на разных уровнях общего образования в условиях внедрения и реализации ФГОС
- Актуальные проблемы текстологии бурятского языка, сопоставительной грамматики бурятского языка
- Терминообразование в бурятском языке: функционально-семантический, лексико-словообразовательный аспекты.
Научно-исследовательская работа студентов
Под руководством преподавателей кафедры студенты активно занимаются научно-исследовательской работой. Они принимают участие в международных, всероссийских, региональных, республиканских конференциях, олимпиадах, языковых конкурсах разного уровня.
Олимпиады
Кафедра бурятского языка и методики преподавания с целью популяризация и пропаганды бурятского языка среди студентов университета организует участие лучших из них в ежегодной олимпиаде по бурятскому языку среди студентов вузов г. Улан-Удэ.
Мероприятия по подготовке и участии в олимпиадном движении способствуют выявлению и поддержке одаренной молодежи, активизация их творческого потенциала, решению задач по сохранению, укреплению, развитию и распространению бурятского языка как важнейшего средства сохранения бурятской культуры и национального самосознания бурятского народа.
Результаты:
2015 г. XIII Республиканская олимпиада студентов высших учебных заведений по предмету «Бурятский язык» – первое командное место.
Состав команды: Чимита Шагдуржапова (ПИ), Ирина Нохошкеева (ПИ), Аягма Бальжинимаева (ПИ), Аюна Гомбоева (ВИ), Должид Цыдыпова (ИФМК)
Личное первенство – за диктант высший балл получила Чимита Шагдуржапова, студентка 07113 группы Педагогического института. В конкурсе переводчиков первое место заняла Аюна Гомбоева, студентка 10210 группы Восточного института, третьего места была удостоена Должид, Цыдыпова студентка 03110 группы Института филологии и массовых коммуникаций.
Руководитель команды: Лариса Батуевна, Будажапова, доцент, к.филол.н.
2016 г. XIV Республиканская олимпиада студентов высших учебных заведений по предмету «Бурятский язык» – первое командное место.
Состав команды: Баярма Чойбонова (ИЭУ), Санжима Жамбалова (ИФМК), Суранзан Ульзетуева (ИЭУ), Ананда Бадмацыренов (ФБГиЗ), Булат Лодоев (ИЭУ).
Личное первенство – Диплом II степени Суранзан Ульзетуева (ИЭУ).
Руководитель команды: Соелма Анандуевна Дашиева, ст.препод., к.пед.н.
2017 г. XV Республиканская олимпиада студентов высших учебных заведений по предмету «Бурятский язык» – первое командное место.
Состав команды: Александра Базарон (ИЭУ), Базаргуро Баиров (колледж БГУ), Дылгыр Дабаев (ФТФ), Булат Лодоев (ИЭУ), Суранзан Ульзетуева (ИЭУ)
Личное первенство – Диплом II степени Александра Базарон (ИЭУ).
Руководитель команды: Оксана Александровна Дареева, доцент, к.пед.н.
За успехи в общественной работе по популяризации бурятского языка, активное участие в мероприятиях по сохранению и развитию бурятского языка в республике и за хорошую учебу студенты и магистранты имеют право претендовать на стипендию фонда МОД ВАРК (Межрегиональное общественное движение Всебурятская ассоциация развития культуры).
Стипендиаты ВАРК:
2015 год – Лубсан Бальжуров, студент гр. 16141
Арюна Раднаева, студентка гр.16244
2016 год — Сэсэг Гунгарова, студентка гр.16141
Мэдэгма Табитуева, магистрант 2 года обучения
2017 год – Пунсыкма Мандарханова, студента гр.16244
Эржэн Шагдарова, студентка гр.16254
Научно- исследовательская работа студентов
Участие студентов в международных, всероссийских, региональных
научно-практических конференциях
Кафедра бурятского языка и методики преподавания руководит исследовательскими работами студентов, участвующих в ежегодной научно-практической конференции студентов БГУ. ЕНПК студентов традиционно проводится в апреле месяце. Как правило, студенты под руководством преподавателей кафедры БЯМП участвуют в работе секций по двум направлениям: первое – Бурятский язык и традиционная культура (для студентов неязыковых факультетов и институтов); второе – Бурятский язык (для студентов отделения бурятоведения).
В 2016 г. студенты отделения бурятоведения (направление Востоковедение и африканистика, Языки и литература стран Азии и Африки, бурятская филология) гр. 16244 Пунсыкма Мандарханова, Арюна Раднаева, Марина Зандакова стали призерами международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященных памяти профессора Л.Б. Шулуновой и профессора Б.Б. Дашибалова «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность – X», а их статьи удостоились публикации в сборнике конференции.
Под руководством преподавателей кафедры заняли призовые места студенты других направлений подготовки: Эржена Нимаева, гр.18244, Аяна Лубсандабаева, гр.16550, Рустам Лыгдынов, гр.08250, Вандан Дареев, гр. 08250, Б. Чимитдоржиев, гр.08250, А. Намсараев, гр. 08250, А. Севээн, гр.05550. Научные руководители Р.С. Дылыкова, доцент, к.филол.н., О.Г. Макарова, доцент, к.пед.н.
Студенты отделения бурятоведения (направление Филология) гр.16141 Лубсан Бальжуров, Светлана Жалсанова, Сэсэг Гунгарова участвовали в XX Всероссийской научно-практической конференции студентов «Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития» (г. Москва, 16 апреля 2016 г.) с докладами по вопросам правовых и методических основ изучения бурятского языка в школе. Научные руководители Г-Х.Ц. Гунжитова, доцент, к.полит.н., Р.С. Дылыкова, доцент, к.филол.н.
Эти же студенты приняли участие в Международной научно-практической конференции «Бурятский язык: от истоков к будущему», секции Бурятский язык: история и современность.
В 2017 г. в заочной научно-практической конференции молодых ученых «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность – XI» приняли участие студенты 1 и 2 курсов Исторического факультета под руководством О.Г. Макарова, доцент, к.пед.н.: Анжела Сафина, гр.08160, Баясхалан Чимитдоржиев, гр. 08250, Туяна Парпаева, гр. 08660 и студенты Восточного института под руководством Р.С. Дылыкова, доцент, к.филол.н.: Эржен Шагдарова, гр.16254, Очирма Тулонова, гр.16254, Алтан-Сэсэг Бадмаева, гр.16254.
В международной научно-практической конференции “Путь к познанию” приняли участие все студенты отделения бурятоведения (направление Востоковедение и африканистика, Языки и литература стран Азии и Африки, бурятская филология). Призерами стали Эржен Шагдарова, гр. 16254, Очирма Тулонова, гр. 16254, Дара Санжиева, гр.16264.
Научные мероприятия, в которых кафедра являлась одним из организаторов:
- Научный форум Алтаргана – 2016. Международная научно-практическая конференция «Россия и монгольский мир: вектор на сближение» г. Улан-Удэ
- Международная научно-практическая конференция «Бурятский язык: от истоков к будущему» г. Улан-Удэ, 2016 г.
Научные мероприятия, организуемые кафедрой
- Международный летний лингвистический лагерь монголоведов I – IV.
Руководитель: Цырендоржиева Б.Д., доцент, к.филол.н.
Участники: студенты, магистранты и аспиранты.
- Летний профильный лагерь для старшеклассников образовательных организаций республики, в которых бурятский язык изучается как родной.
- Республиканская олимпиада по бурятскому языку среди студентов вузов (ежегодно)
Итоги работы
I Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов
28 июля – 2 августа 2013 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Национально-гуманитарного института БГУ провела I Международный летний лингвистический лагерь монголоведов на базе пансионата БГУ «Байкал» (с. Максимиха). Для участия в работе лагеря был приглашен профессор Аюур Самбуу, представляющий Соёл эрдэм дээд сургууль, г. Улан-Батор, Монголия. Также в работе лагеря приняли участие студенты, магистранты, преподаватели БГУ (г. Улан-Удэ), ЗабГУ (г. Чита).
Программа работы лагеря включала проведение лекций, интерактивных занятий, конкурсов, мастер-классов. 29-30 июля состоялись лекции проф. А.Самбуу по темам «Этногенетические вопросы человека», «Происхождение бурят». Лекции проф. А.Самбуу были очень насыщенными, во время занятий было представлено много фактов, позволяющих студентам и магистрантам углубить знания об истории, культуре, происхождении монголоязычных народов.
31 июля – 1 августа к.ф.н., доц. кафедры бурятского языка и методики преподавания Патаевой В.Д. была проведена лекция «Монголоведные школы России», беседа о культовых обрядах бурят. 1 августа состоялась лекция к.ф.н., доц., зав.каф. бурятского языка и методики преподавания Цырендоржиевой Б.Д. «Буряты и бурятский язык: история и современность».
Интерес студентов вызвали просмотр и обсуждение художественного фильма на монгольском языке «Арбата», мастер-класс по разучиванию монгольских песен. В заключительный день участники лагеря защитили студенческие проекты для «Монгольского молодежного саммита»: «Хөх тэнгэр» («Синее небо»), «В наших жилах течет одна кровь», «Open heart» («Открытое сердце»).
Первый опыт проведения международного лагеря монголоведов позволяет констатировать, что подобные научные мероприятия необходимы для консолидации научной мысли, обмена опытом в области монголоведных исследований, а также для приобщения студентов, магистрантов, молодых исследователей вузов различных стран к актуальным проблемам монголоведения, в том числе и бурятоведения.
Оргкомитет выражает благодарность преподавателям, принявшим участие в работе лагеря к.ф.н., доц. ЗабГУ Атсанавонг С.Г., ст. преп. ЗабГУ Загдсурэн Цэдэндорж, к.ф.н., доц., БГУ Патаевой В.Д., к.ф.н., доц. БГУ Будажаповой Л.Г., к.п.н., ст. преп. Дашиевой С.А., а также всем студентам и магистрантам-участникам лагеря за активное участие во всех мероприятиях в рамках лагеря.
Кроме этого сердечно благодарим за теплый прием и содействие во всех организационных вопросах коллектив пансионата БГУ «Байкал» в лице директора Шурыгина С.Н. Выражаем от всех участников лагеря сердечный поклон и благодарность Хору ветеранов БГУ за незабываемое впечатление, которое произвел на участников Ваш концерт. Всего Вам самого хорошего!
Итоги работы II Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов
30 июня – 5 июля 2014 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Восточного института БГУ провела II Международный летний лингвистический лагерь монголоведов на базе пансионата БГУ «Байкал» (с. Максимиха). В работе лагеря приняли участие свыше 20 ученых, преподавателей и студентов вузов из Монголии, Калмыкии, Забайкальскогого края, Республики Бурятии. к.ф.н., доц. Д. Ганболд (Монгольский государственный университет образования, г. Улан-Батор), д.ф.н. Омакаева Э.У. (заведующая отделом языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, г. Элиста), к.ф.н. Б.Х. Борлыкова (научный сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН), к.ф.н., доц. Д.Б. Бурминская (Забайкальский госуниверситет, г. Чита).
Программа работы лагеря включала проведение лекций, круглого стола, интерактивных занятий, конкурсов, мастер-классов. 1-4 июля состоялись лекции Д. Ганболда по истории и развитию письменных систем монгольских языков. Лекции Д. Ганболда отличались разноформатной информацией об исторических старописьменных монгольских источниках, во время занятий было представлено много фактов, позволяющих студентам и магистрантам углубить знания и обсудить актуальные проблемы письменной традиции монгольских языков.
Учеными из Калмыкии Э.У. Омакаевой, Б.Х. Борлыковой были представлены интересные материалы о старописьменных традициях калмыцкого языка, исторических старописьменных памятниках калмыцкого народа.
Также в рамках работы лагеря к.ф.н., доц., зав. каф. бурятского языка и методики преподавания Б.Д. Цырендоржиевой была представлена новая версия электронного учебника бурятского языка, состоялось подробное знакомство с его основными разделами.
Интерес студентов вызвали просмотр и обсуждение художественного фильма на монгольском языке «Намарай блюз», мастер-класс по монгольской каллиграфии. В заключительный день участникам лагеря были вручены сертификаты, наиболее активным участникам вручены дипломы и памятные подарки.
Проведение Международного лагеря монголоведов позволило студентам, магистрантам, молодым исследователям вузов Монголии, Калмыкии, Забайкальского края, Бурятии углубиться в вопросы истории и развития письменных систем монгольских языков, старописьменную культуру монголоязычных народов, более подробно познакомиться с исследованиями языка старописьменных памятников.
Оргкомитет выражает благодарность преподавателям, принявшим участие в работе лагеря к.ф.н., ст. преп. БГУ Н.Б. Бадмацыреновой, к.ф.н., ст. преп. Д.Ю. Тыхеевой, а также всем студентам и магистрантам-участникам лагеря (Бурятский госуниверситет, Забайкальский госуниверситет) за активное участие во всех мероприятиях в рамках лагеря.
Сердечно благодарим за теплый прием и содействие во всех организационных вопросах коллектив пансионата БГУ «Байкал» в лице директора С.Н. Шурыгина.
Итоги работы III Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов
20-23 августа 2015 г. кафедра бурятского языка и методики преподавания Восточного института БГУ провела III Международный летний лингвистический лагерь монголоведов на базе пансионата БГУ «Байкал» (с. Максимиха). В работе лагеря приняли участие свыше 20 ученых, преподавателей и студентов вузов из Монголии, Республики Бурятия: МунхэрдэнэЖавхлан, научный сотрудник Института языка и литературы Академии наук Монголии (г. Улан-Батор, Монголия), Шойбонова С.В., к.ф.н., доцент ВСГАКИ (г. Улан-Удэ, Россия), а также преподаватели ВИ БГУ Дылыкова Р.С., к.ф.н., доц.,зав.каф. БЯиМП, Гунжитова Г-Х.Ц., к.пол.н., доц., Будажапова Л.Б., к.ф.н., доц., Васильева Д.Н.-Д., к.ф.н., доц., Макарова О.Г., к.пед.н., доц., зав. лабораторией ЭиПЛ, Цырендоржиева Б.Д., к.ф.н., доц., Дашиева С.А., к.пед.н., Шожоева Б.Д.
Программа работы лагеря включала проведение лекций, круглого стола, интерактивных занятий, конкурсов, мастер-классов. В ходе работы лагеря были прослушаны содержательные лекции М. Жавхлана по памятникам монгольской письменности 13-15 веков. Интерес слушателей вызвал материал лектора о преобразованиях и изменениях в современном монгольском языке. Участникам также была представлена интересная информация по состоянию монгольского языка в сфере компьютеризации.
Во время работы лагеря прошло обсуждение вопросов языковой политики РФ в сфере образования, государственной языковой политики Монголии на современном этапе, современного состояния языка шэнэхэнских бурят.
Слушатели лагеря приняли активное участие в мастер-классе по монгольской каллиграфии, во время которого М. Жавхлан продемонстрировал искусство написания монгольских слов и изречений на старомонгольском письменном языке.
Интерес слушателей вызвали просмотр и обсуждение художественного фильма на монгольском языке «Арбата». В заключительный день участникам лагеря были вручены сертификаты, наиболее активным участникам вручены дипломы и памятные подарки.
Проведение Международного лагеря монголоведов позволило студентам, магистрантам, молодым исследователям, преподавателям вузов углубиться в вопросы истории и развития письменных систем монгольских языков, старописьменную культуру монголоязычных народов, более подробно познакомиться с исследованиями языка старописьменных памятников.
Оргкомитет выражает искреннюю благодарность преподавателям Восточного института, принявшим активное участие в подготовке работы лагеря, а также во всех мероприятиях в рамках лагеря.
Сердечно благодарим за теплый прием и содействие во всех организационных вопросах коллектив пансионата БГУ «Байкал» в лице директора Шурыгина С.Н.
Итоги работы IV Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов
На базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» кафедрой бурятского языка и методики преподавания Восточного института в период с 05 июля по 08 июля 2016 г. был проведен 4-й Международный летний лингвистический лагерь монголоведов. Местом проведения лагеря был определен спортивно-оздоровительный лагерь БГУ «Олимп», расположенный на берегу оз. Щучье.
Всего в работе лагеря приняло участие 28 человек, в том числе учащиеся 9-11 классов общеобразовательных организаций из Закаменского, Еравнинского, Кижингинского, Селенгинского районов республики, а также г. Улан-Удэ, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели БГУ.
В 2016 году для чтения лекций и проведения занятий были приглашены иностранные преподаватели – ЦэдэвƟнɵрбаян, руководитель центра Монголоведения Монгольского государственного университета образования, доктор филологических наук, профессор (г. Улан-Батор, Монголия), МунхэрдэнэЖавхлан, научный сотрудник Академии наук Монголии (г. Улан-Батор, Монголия). Занятия проводили также преподаватели Восточного института БГУ (г. Улан-Удэ, Россия).
Работа 4-го Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов была направлена на рассмотрение тем по истории и расселению монголоязычных народов, на обсуждение лингвистических исследований по изучению вопросов структуры слова монгольского языка, этимологии и диалектов монгольских языков, исследований, посвященных изучению «Сокровенного сказания монголов», а также трансформации современного монгольского языка в сети интернет.
Лекции приглашенных преподавателей отличались разнообразной тематикой лингвистических исследований. Так, в ходе лекции профессора Ц. Ѳнѳрбаяна были рассмотрены проблемы словообразования, структуры слова в монгольском языке, обсуждены вопросы этимологических исследований, в частности, на примере семантики слов, обозначающих цифры и числа в монгольских языках, при этом интерес у участников вызвало сопоставление обозначений цифр в монгольских и тюркских языках.
На занятиях научного сотрудника Академии наук Монголии М. Жавхлана участникам была представлена современная обзорная картина по формированию интернет-языка среди монгольской молодежи, о причинах и возможных последствиях трансформации литературного монгольского языка в современном киберпространстве. Кроме того, немалый интерес участников вызвало занятие, посвященное изучению слова «конь» в китайском варианте «Сокровенного сказания монголов».
Отличительной особенностью 4-го Международного летнего лингвистического лагеря монголоведов была предоставленная Министерством образования и науки Республики Бурятия возможность участия в его работе учащихся старших классов общеобразовательных организаций, являющихся победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, республиканской олимпиады по бурятскому языку и литературе 2016 г. Участие школьников (проезд (Улан-Удэ – лагерь «Олимп» – Улан-Удэ), проживание, питание), а также частично студентов (проживание) было профинансировано за счет средств Государственной программы РБ по сохранению и развитию бурятского языка на 2014-2020 гг.
Кроме основных учебных занятий деятельность лагеря осуществлялась по следующим направлениям:
— «Шэдитэбиирэ»: обучение участников старомонгольской письменности через работу мастерской по старописьменной каллиграфии;
— «Уран үгэ: совершенствование устной бурятской речи участников через работу дискуссионных площадок;
— «Жэгүүртэхүлэг»: развитие творческого потенциала участников через работу творческой мастерской по написанию эссе;
— «Урагшаа»: развитие самоменеджмента и управленческих способностей участников через работу школы лидеров.
В ходе работы мастерской по старописьменной каллиграфии участники под руководством М. Жавхлана прошли экспресс-курс по обучению вертикальной монгольской каллиграфии. В рамках дискуссионной площадки «Уран үгэ» (отв. Будажапова Л.Б.) были обсуждены вопросы функционирования и развития бурятского литературного языка, обогащения его диалектным ресурсом, а также вопросы взаимодействия бурятского литературного языка и диалектов в современной языковой ситуации. Во время работы мастерской «Жэгүүртэхүлэг» (отв. Б.Д. Цырендоржиева, О.Г. Макарова) был проведен мастер-класс по написанию эссе на бурятском языке. Перед участниками выступил дипломант конкурса эссе в рамках Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2016» М.Д. Табитуева. Кроме того в ходе мастер-класса были представлены лучшие работы участников данного конкурса. В рамках школы лидеров «Урагшаа» был проведен тренинг «Танилсахамнайгү?» (отв. Дашиева С.А., Шожоева Б.Д.), который позволил узнать глубже и сблизить всех участников лагеря – от школьников до лекторов-профессоров. Школой «Урагшаа» (отв. Макарова О.Г., Хинзеева Д.П., Дареева О.А.) был также организован просмотр и обсуждение художественного фильма «Первый нукер Чингисхана». В заключительный день во время торжественной церемонии закрытия работы лагеря участникам были вручены сертификаты и памятные подарки.
Оргкомитет выражает искреннюю благодарность преподавателям Восточного института принявшим активное участие в подготовке работы лагеря, а также во всех мероприятиях в рамках лагеря.
ДНИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В БГУ
Организация традиционных Дней бурятского языка в БГУ является одним из значимых направлений воспитательной работы со студентами БГУ отделением бурятоведения ВИ.
Так, наряду с повышением академической мобильности студентов и сотрудников университета, Дни бурятского языка в БГУ решают задачи популяризации бурятского язык и культуры, вовлечения студентов и сотрудников в творческую деятельность.
В последние 2 года указанное мероприятие способствует активизации форм сотрудничества с представителями общественности республики.
С 10 по 13 октября 2016 года в БГУ были организованы традиционные Дни бурятского языка в БГУ.
В различных мероприятиях Дней в соответствии с Программой приняли участие 332 участника, в том числе около 70 преподавателей и сотрудников, 50 человек представителей дошкольных образовательных организаций республики.
Ключевыми мероприятиями следует считать фестиваль и общеуниверситетский праздник. Общеуниверситетский праздник бурятского языка «Манай буряад» был посвящен 80-летию Д.Улзытуева и завершился грандиозным флешмобом, в котором одновременно более ста студентов выразительно читали стихотворение Д.Улзытуева «Буряад хэлэн».
Фестиваль методический идей «Мы изучаем бурятский язык» среди дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия был организован 12 октября. Мероприятие явилось следствием целенаправленной работы кафедры бурятского языка и методики преподавания с учителями бурятского языка и воспитателями дошкольных образовательных организаций республики. Так в течение двух лет на базе детского сада №35 «Алые парус» была организована серия семинаров, на которых участники освоили технологии обучения бурятскому языку с учетом требований ФГОС ДО. Цель фестиваля: выявление инновационного опыта изучения бурятского языка в дошкольных образовательных организациях республики и определение перспективных направлений. В рамках фестиваля организована выставка методических и наглядных пособий, выполненных участниками.
Основные научные результаты кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ
2016-2017 гг.
Направление 1. Теоретико-методические основы начального обучения бурятскому языку, второму на разных уровнях общего образования в условиях внедрения и реализации ФГОС
Руководитель: Гунжитова Г-Х.Ц., к.полит.н., доцент
Исполнители: Дареева О.А., к.пед.н., доцент Дашиева С.А., к.пед.н., Дашиева С.А., к.пед.н., ст.препод. Цырендоржиева Б.Д., к.филол.н., доцент Шожоева Б.Д., ст.препод.
Результаты:
- Разработаны методические основы начального обучения бурятскому языку, второму, государственному, которые отражены в статьях, характеризующих методику работы над текстом, отбор грамматического материала, учет нормативных основ организации обучения бурятскому языку.
- Определены теоретико-методологические основы начального обучения бурятскому языку и описаны такие подходы как этнокультуроведческий и экологии языка.
- Выявленные и описанные теоретико-методические основы положены в основу концепции учебных программ по бурятскому языку и учебно-методических комплексов (дошкольное, начальное общее, основное общее образование), завершенной линии учебных пособий, их методического обеспечения и в том числе отражены в УМК «Мэндэ-э!» 3-й год обучения.
- Разработка УМК «Мэндэ-э!» для взрослых поддержана грантом общественной организацией «Найдал».
- Разработка Проекта примерной образовательной программы по бурятскому языку, второму финансирована Правительством Республики Бурятия в рамках целевой программы «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия».
- Разработан инновационный проект регионального уровня на реализацию уровневого подхода начального обучения бурятскому языку
Направление 2. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков.
Руководитель: Макарова О.Г.. к.пед.н., доцент
Исполнители: Аюшеева Л.В., к.пед.н., доцент
Результаты: Разработаны содержательные аспекты, составлен словарь.
Направление 3. Актуальные проблемы текстологии бурятского языка.
Руководитель: Лхасаранова Б.Б., д.пед.н., доцент
Исполнители: Будажапова Л.Б., к.филол.н.,доцент Дылыкова Р.С., к. филол.н.,доцент Хинзеева Д.П., к филол.н., ст.препод. Балдуева Л.М., к.филол.н., ст. препод. Цырендоржиева Б.Д., к.филол.н., доцент
Результаты: Продолжена работа по разработке и научному описанию специфики текста в бурятском языке, функционирования и роли частиц, личных местоимений, аффиксов личного притяжания в тексте, а также рассмотрены вопросы делимитации текста в современном бурятском языке. Определены экспрессивные средства текстов на бурятском языке. Предложена модель прагматической адаптации переводов текстов с русского языка на бурятский. Организована работа по сбору, классификации и анализу терминов бурятского языка.
Информация о грантовых проектах, реализуемых по кафедре бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ
Грантовые проекты, реализованные сотрудниками кафедры:
- Грант Республиканского фонда «Найдал» — 2014 г. Макарова О.Г., к.п.н., доц. «Русско-бурятский электронный словарь «Этигэл» (исполнитель)
- Грант Республиканского фонда «Найдал» — 2014 г. Макарова О.Г., к.п.н., доц., Аюшеева Л.В.. к.п.н., ст.преп. «Русско-бурятский карманный словарь» (руководитель)
- Грант, разработанный совместно с МОД «ВАРК», по реализации социально-культурных проектов, программ, направленных на расширение сферы применения и повышение социального статуса бурятского языка Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Главы РБ и Правительства РБ «Создание, апробация инновационной методики обучения бурятскому языку дошкольников и ее внедрение в МБДОУ детский сад № 35 «Алые паруса» — 2014 г.
Грантовые проекты, реализованные сотрудниками кафедры в 2016-2017 г.:
Проект 1.
Название проекта
«Мэндэ-э! Начальный курс разговорного бурятского языка для взрослых»
Краткая аннотация
Проект нацелен на создание коммуникативного курса бурятского языка для взрослых в форме учебно-методического комплекса «Мэндэ-э! Начальный курс разговорного бурятского языка для взрослых», направленного на достижение элементарного уровня владения бурятским языком (Уровень А1).
Сроки реализации: 2016- 2017 гг.
Планируемые результаты реализации проекта.
Современный хорошо иллюстрированный учебно-методический комплекс «Мэндэ-э! Начальный курс разговорного бурятского языка для взрослых», предназначенный для лиц, не владеющих им (уровень А1) и включающий в себя:
1) учебное пособие;
2) текст теста для итогового контроля;
3) книгу для преподавателя;
4) СД-диск с аудиоприложением.
Исполнители: Богомолова О.И., Цырендоржиева Б.Д., Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Дареева О.А., Шожоева Б.Д.
Проект 2.
Название проекта
«Разработка проекта концепции учебно-методических комплексов по учебному предмету «Бурятский язык как второй для общеобразовательных организаций»
Краткая аннотация
Разработка текста Концепции УМК по учебному предмету «Бурятский язык как второй для общеобразовательных организаций» для каждого уровня (дошкольного, начального, основного, среднего) общего образования.
Сроки реализации: 2016 -2017 гг.
Планируемые результаты реализации проекта.
Концепция УМК разрабатывается с учетом того, что в состав УМК по учебному предмету «Бурятский язык как второй для общеобразовательных организаций» входят:
— учебное пособие: издание, содержащее систематическое изложение материалов для реализации полной программы учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе;
— рабочая тетрадь: учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением содержания учебного предмета;
— электронное приложение (CD и др.), содержащее материалы, расширяющее и углубляющее содержание: аудио и видео приложения;
— учебно-методическое пособие: издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета;
— пособие по оценке и контролю знаний учащихся по окончании курса обучения (итоговая аттестация).
Исполнители: Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Дареева О.А., Дугарова А.А., Цырендоржиева Б.Д., Шожоева Б.Д.
Проект 3.
Название проекта
Разработке проекта примерной образовательной программы по учебной дисциплине «Бурятский язык как второй» для общеобразовательных организаций РБ
Краткая аннотация
Разработке текста Примерной образовательной программы дошкольного начального, основного, среднего общего образования по учебной дисциплине «Бурятский язык как второй»;
Сроки реализации: 2016-2017 гг.
Планируемые результаты реализации проекта.
Текст примерной программы общего образования разрабатываетсядля каждой ступени общего образования:
— Примерная образовательная программа по учебному предмету «Бурятский язык как второй» для дошкольных образовательных организаций;
— Примерная образовательная программа по учебному предмету «Бурятский язык как второй» для 1-4 классов общеобразовательных организаций;
— Примерная образовательная программа по учебному предмету «Бурятский язык как второй» для 5-9 классов общеобразовательных организаций;
— Примерная образовательная программа по учебному предмету «Бурятский язык как второй» для 10-11 классов общеобразовательных организаций.
Исполнители: Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Дареева О.А., Цырендоржиева Б.Д.
Список трудов преподавателей кафедры бурятского языка и методики преподавания
Монографии
Аюшеева Л.В. Местоимения бурятского языка. Теоретические и практические аспекты. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2017. – 124 с.
Учебные и учебно-методические пособия с грифом
Министерства образования и науки Республики Бурятия
- Гунжитова Г-Х. Ц. Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста: методическое пособие (на русском и бурятском языках). – Улан-Удэ: ГУ Издательство «Бэлиг», 2010.
- Гунжитова Г-Х.Ц. Амар мэндэ! Начальный курс бурятского языка для детей дошкольного возраста (на русском и бурятском языках). – Улан-Удэ: ГУ Издательство «Бэлиг», 2011.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. Амар мэндэ-э!: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э!: Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках). Учебное пособие с аудиодиском. . – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014. Состоит из 7 книжек:
- Амар мэндэ-э! Гэрхэн: / Амар мэндэ-э! Теремок. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Минии эбтэй бүлэ: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Моя дружная семья. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Репкэ: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Репка. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Гурбан поршоонхо: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Три поросенка. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Һалан Һама: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Һама-растеряша. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Балма баабгай хоёр: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Балма и медведь. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Амар мэндэ-э! Улаан Малгайхан: Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд / Амар мэндэ-э! Красная Шапочка. Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста (на русском и бурятском языках).
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. Амар мэндэ-э! Рабочая тетрадь: Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А., Шожоева Б.Д. Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста: Книга для учителя и родителей. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста: Учебное пособие с аудиодиском. 1-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014. – 127 с.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста: Рабочая тетрадь.1-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014. – 59 с.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 1-й год обучения: Книга для учителя и родителей. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2014. – 71 с.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста: Учебное пособие с аудиодиском. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2015. – 5.3 п.л.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста: Рабочая тетрадь. 2-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2015. – 7,9 п.л.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Амар мэндэ-э!:: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 2-й год обучения: Книга для учителя и родителей. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2015. – 3.9 п.л.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д. Амар Мэндэ-э!: Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Учебное пособие с аудиодиском. 3-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2016.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д. Амар Мэндэ-э!: Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. Рабочая тетрадь. 3-й год обучения. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2016.
- Гунжитова Г-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д. Амар Мэндэ-э!: Начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста. 3-й год обучения. Книга для учителя и родителей.– Улан-Удэ: ГБУ РЦ Бэлиг, 2016.
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Буряад hургуулиин программанууд: Буряад хэлэн. 1-4 классууд / Бурятский язык. 1-4 классы. Учебная программа. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2013. (2,3 п.л.)
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Ринчинова О.В. Буряад хэлэн: шалгалтын хүдэлмэринүүд: 2-4 классууд / Бурятский язык: контрольно-измерительные материалы. 2-4 классы. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2015. (10,2 п.л.)
- Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Буряад хэлэн. 2 класс / Бурятский язык. 2 класс. Учебник. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. (11,3 п.л.)
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Методическа дурадхалнууд: Буряад хэлэн 2-дохи класс/ Методические рекомендации к учебнику 2 класса. Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. 4,4 п.л.
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Буряад хэлэн. 3 класс / Бурятский язык. 3 класс. Учебник. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. (9,2 п.л.)
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Методическа дурадхалнууд: Буряад хэлэн 3-дахи класс/ Методические рекомендации к учебнику 3 класса. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. (4,5 п.л.)
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Буряад хэлэн. 4 класс / Бурятский язык. 4 класс. Учебник. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. (10,1 п.л.)
- Дылыкова Р.С., Базаргуруева Т.Б., Дугарова Д.Б. Методическа дурадхалнууд: Буряад хэлэн 4-дэхи класс/ Методические рекомендации к учебнику 4 класса. – Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2016. (3,9 п.л.)
- Лхасаранова Б.Б., Будажапова Л.Б., Дондокова С. Д. Буряад хэлэн: дунда һургуулида үзэхэ ном. Учебное пособие. – Улан-Удэ : ГБУ РЦ «Бэлиг», 2015. – 176 с.
Учебные и учебно-методические пособия с грифом УМС БГУ
- Будажапова Л.Б., Дылыкова Р.С. Бурятский язык: начальный курс. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. (7,4 п.л.)
- Будажапова Л.Б., Дылыкова Р.С. Лексикология бурятского языка. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Издательство БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2016. (6,5 п.л.)
- Цырендоржиева Б.Д. Бурятский язык: комплексный анализ текста. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. – 4,37 п.л.
- Макарова О.Г., Аюшеева Л.В. Бурятский язык (теория и практика): учебное пособие для студентов гуманитарного и естественно-научного направлений. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. –139 с.
- Макарова О.Г., Аюшеева Л.В. Бурятский язык (теория и практика): учебное пособие для студентов гуманитарного и естественно-научного направлений. 2 изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 2016. – 112 с.
Электронные ресурсы
Макарова О.Г. Практика устной и письменной речи (для студентов направления подготовки 41.03.03 Востоковедение и африканистика, профиль подготовки Языки и литература стран Азии и Африки, бурятская филология), 2017 г.
Учебные и учебно-методические пособия с грифом НМС БРОИП
- Цырендоржиева Б. Д., Дашиева С. А.Урок бурятского языка и литературы в условиях введения ФГОС: сборник конспектов занятий (на бурятском языке)/ Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. – 11,37 п.л.
- Цырендоржиева Б.Д. Практическая грамматика бурятского языка: морфология / Б.Д. Цырендоржиева – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. – 5 п.л.
- Цырендоржиева Б. Д., Дашиева С. А. Олимпиадные задания по бурятскому языку как родному и как второму: учебно-методическое пособие/ Б. Д. Цырендоржиева, С. А. Дашиева – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. – 6,56 п.л.
- Цырендоржиева Б. Д., Дашиева С. А. Моделирование урока бурятского языка как второго в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие / Б. Д. Цырендоржиева, С. А. Дашиева – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. – Ч. 1. – 5,5 п. л.
Группа 16870 «В гостях у прошлого»
11 октября группа 16870 с куратором О.Г. Макаровой побывала на экскурсии под условным названием «В гостях у прошлого» в Этнографическом музее народов Забайкалья, расположенном на Верхней Березовке.
Цель нашей экскурсии — посмотреть выставку уникальной коллекции восковых фигур Чингисхана и его ближайшего окружения «Хаан Ханов», которая экспонировалась в Улан-Удэ с 21 сентября.
До экскурсии куратор познакомила нас с творчеством А.С. Гатапова, автора книги «Первый нукер Чингисхана». Много нового узнали о творчестве писателя. После мы посмотрели фильм. Он был снят 2006 году по мотивам «Сокровенного сказания монголов», одноименного рассказа Алексея Гатапова и романа «Жестокий век» Исая Калашникова в. Мы увидели образ Тэмуджина, созданный Баярто Ендоновым в фильме и образ Чингисхана, воссозданный из воска. Художники, ювелиры, скульпторы, дизайнеры, историки работали не только над внешним сходством, но и над исторической достоверностью одежды, оружия и других деталей образа. Украшения фигур и костюмов выполнены на основании археологических находок, относящихся к периоду правления Чингисхана. Эти фигуры словно живые, будто ты попал в эпоху Чингисхана и рядом с тобой и Борчу и Джамуха…
Так как в музее мы были первый раз, то посмотрели все комплексы, экспонаты, представленные здесь, были в живом уголке и даже видели на дереве белочку.
Многое узнали о быте бурятского, русского и эвенкийского народов. Очень понравился дом Танских, представителей передовой интеллигенции Верхнеудинска. В этом доме, построенном в 1903 году по заказу горного инженера А.А. Левицкого, семья Танских жила с 1913 года и до конца своих дней. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты из коллекции предметов городского быта и искусства, принадлежавших семье Танского – книги, предметы быта, старинная мебель, медицинские инструменты, фото-принадлежности начала 20 века, благодарственная телеграмма И.В. Сталина.
Музей под открытым небом – это необычно и интересно. Осенняя прохлада и свежесть. Экскурсия нам очень понравилась!